Игра джентльменов.

Андрей Самарцев.

Среди поклонников бриджа такие знаменитые шахматисты, как Карпов и Таль, в нее играл Дэн Сяо Пин, а актер Омар Шариф сумел создать из этой карточной игры шоу-представление. С недавнего времени бридж включен в число олимпийских видов спорта. В Самаре в бридж стали играть относительно недавно, но увлечены им люди, в городе заметные.

Известна точная дата, когда в Самаре состоялась первая игра в бридж: 8 марта 1979 года. Привез игру Леонид Иванников, тогда студент политехнического института, а сейчас главный инженер Балаковской АЭС.



Поиски поклонников игры привели корреспондента "СО" в самарский бридж-клуб, где один из опытнейших игроков, начальник отдела по учету и контролю финансовой деятельности группы компаний API Сергей Антипов (слева на фото) рассказал о своем хобби. Увлекся бриджем Сергей на втором курсе авиационного института (ныне аэрокосмический университет). Постепенно игрой "заразилось" столько студентов, что была создана команда. Первым ее боевым крещением стал традиционный новогодний турнир в Тарту в 1983 году. Выступление было весьма успешным для дебютантов, студенты смогли пробиться в середину списка из 47 команд. После окончания института, понятное дело, многим членам бридж-клуба стало не до игры. Появлялись семьи, а у кого-то собственный бизнес. Поклонники бриджа, как показывает практика, часто достигают успеха в предпринимательстве. Братья Рахилькины, к примеру, создали группу компаний API, а Валерий Ханыков стал одним из учредителей фирмы "Самос". Очевидно, бридж намного полезнее в смысле развития деловых качеств, чем "дурак" или "очко". Дело в том, что эта игра моделирует ситуацию постоянного принятия решений. Для того, чтобы победить, недостаточно одной теоретической подготовки. Хотя это и карточная игра, выигрыш в бридже не зависит от расклада. Можно проиграть с хорошими картами, но можно и выиграть с плохими. На результат влияют только умственные способности игрока. В бридже необходимы и выдержка, и знание психологии. Обладая определенным дарованием и везением, новичок имеет шанс выиграть у чемпиона мира, чего не бывает в шахматах. По словам Сергея Антипова, ему удалось испытать радость такой победы на соревнованиях в Подмосковье в 1984 году.

- Для меня те соревнования были просто необыкновенными. Мы были молодыми, а играть пришлось против московских "зубров". Капитаном самарской команды из 6 человек был Валерий Ханыков. После первых матчей он решил заменить мою пару. Понятное дело, я не обрадовался этому и прямо из-за стола отправился по столичным магазинам: надо было хоть как-то развеяться. Но ничего не вышло, кошелек забыл.

Когда вернулся за деньгами, ко мне подбежал Ханыков: "Садись играть, мы тут "сливаем"! Так, как мы играли тогда, мы не играли больше ни разу. Блефовали настолько часто и метко, что москвичи прозвали нас "бешеными". В паре с Сергеем Бахчаевым нам удалось сделать невозможное: мы выиграли 43 пункта, хотя до этого проигрывали 38. Если сравнивать, например, с баскетболом, то это равносильно 12 попаданиям подряд с центра площадки! После игры в курилке наши маститые соперники Орманд и Донской признались: "Ни разу нас так не драли!" Сейчас, конечно, мы играем гораздо сдержаннее.

Сосредоточившись на бизнесе, первое поколение самарских игроков на время охладело к своему студенческому увлечению. Интерес к бриджу вернулся в середине 90-х. Это был очередной его бум. В 1994-1995 годах в Самаре удалось провести 3 серьезных турнира с солидными призовыми фондами: в 8, 12 и 20 тысяч долларов. Два последних были кубками на призы фирмы "Самос". Проходили они летом недалеко от Екатериновки на свежеотстроенной базе отдыха НПЗ. Специально для турниров Александр Рахилькин заказал в Голландии колоды карт весьма недурного дизайна, а Алексей Козлов из известной самарской фирмы "АДЕФ" - биддинг-боксы, которыми до сих пор играют в клубе. Последний кубок был признан лучшим бридж-турниром России, но, как ни парадоксально, стал роковым для самарского бриджа. Дело в том, что после этих соревнований руководитель самарского бридж-клуба Валерий Ханыков ушел на повышение - стал президентом Российской лиги бриджа. Он сосредоточился на столичных проблемах и уже не мог заниматься родным клубом.

Для самарцев, которые собираются по понедельникам в бридж-клубе, игра - это хобби, возможность побыть в обществе с друзьями и за чашкой кофе или бутылочкой пива проверить свои "серые клеточки". Правда, для некоторых эта игра граничит со спортом. Заядлые игроки, как, например, Сергей Антипов, директор одной из самарских фирм Александр Рыскин, завотделением областной психиатрической больницы Вячеслав Липкинд, продолжают ездить на соревнования, более или менее успешно объясняя своим семьям необходимость отъезда в другой город. Некоторые из наших земляков стали весьма известными спортсменами. К примеру, пары Липкинд-Минкин, Матюшин-Сидоров, Антипов-Рыскин входят в состав команды "Самара", регулярно выступающей в высшей лиге чемпионата России по бриджу.

Пристрастие к этой игре редко находит понимание у домочадцев. Как правило, это вызвано тем, что к карточным играм у нас относятся как к чему-то предосудительному, но иногда бридж создает и более серьезные семейные проблемы. Это игра парная, и глубочайшее взаимопонимание с партнером в ней просто необходимо. При этом, как ни странно, семейные пары за карточным столом встретить можно довольно редко. Увлечение бриджем для одного игрока из Челябинска даже закончилось разводом, когда взаимопонимание с партнершей по игре стало слишком большим.

Бридж - это игра джентльменов, у нее есть свой этический кодекс. Например, нельзя обсуждать сыгранную сдачу, а в случае поражения нельзя обвинять партнера в плохой игре: в бридже принято всю вину брать на себя. Правда, Сергею Антипову пришлось однажды увидеть, как выяснение отношений между проигравшими партнерами дошло до рукоприкладства. В отличие от многих карточных игр, в бридже нельзя жульничать. Как бы ни накалялись страсти, никоим образом нельзя мешать другим наслаждаться игрой, ведь именно для этого бридж и был создан.

(C) Самарское обозрение, 07.02.2000